Существует два основных вида мотивации линейного персонала — нематериальная и материальная.
Нематериальная мотивация
Мотивация, не приносящая материальной выгоды, может быть следующая:
- психологическая — учитывающая, что персоналу интересно и какой у людей характер;
- социальная — основанная на карьерном росте и повышении самооценки;
- моральная — включающая публичную оценку деятельности и признание достижений;
- организационная — состоящая из обеспечения комфорта на рабочем месте.
Для повышения мотивации сотрудников можно использовать следующие способы и мероприятия:
- Похвала руководителя. В этом качестве используют устную благодарность, вручение грамоты или памятного знака, размещение фотографии сотрудника на стенде или доске почета.
- Гарантия повышения в должности или увеличения разряда. В этом случае стимулами становятся рост авторитета среди коллег и улучшение условий труда.
- Организация обучения и развитие компетенции. Мотивация достигается через внедрение игровых форм и обеспечивает горизонтальный рост, связанный с развитием профессиональных навыков.
- Поздравления с памятными датами. Это могут быть дни рождения, свадьбы, годовщины работы в компании. Кроме устного выражения внимания, повысить мотивацию персонала может упоминание юбилея в корпоративных изданиях и на интернет-ресурсах.
- Создание комфорта на рабочем месте. Кофе и печенье, партия в теннис в обеденный перерыв, работающий кондиционер летом позволяют сотруднику расслабиться и плодотворно трудиться.
- Проведение корпоративных мероприятий. Поездки за город, турниры в спортзалах сближают коллектив и поддерживают корпоративную солидарность.
- Возможность выбора гибкого графика. Таким способом сотрудника мотивируют на быстрое выполнение работы. В результате он получает больше свободного времени для отдыха.
Материальная мотивация
К материальной мотивации относят денежные формы стимулирования и прочие бонусы от компании: подарки, путевки, компенсацию затрат на лечение, оплату абонементов в тренажерные залы.
Среди недостатков нужно выделить:
- дополнительную финансовую нагрузку на предприятие,
- увеличение налоговых и страховых отчислений,
- малое количество инструментов для стимулирования.